Ольга Сережникова «Вульгарность нынче в моде»

Модные сезоны последние пару лет упорно демонстрируют зрителям одну только скуку. Мы все с меньшим интересом наблюдаем за сезонами и лениво обсуждаем, что происходит – это эпоха застоя или мода окончательно стала лишь коммерцией? А модный мир, в свою очередь, озадачен, чем развлечь публику и как удержать ее драгоценное внимание. В таких случаях, как правило, на помощь приходит старый добрый скандал.

Еще каких-то пару лет назад главный редактор американского Vogue Анна Винтур категорически отказывала в обложке Дженнифер Лопес, на весь мир объявляя ее «слишком вульгарной», и указывала Виктории Бэкхем на излишний размер груди, с которым ей так же не место в «модных библиях», а многострадальную Ким Кардашьян так и вовсе сравнивала с носками в сандалиях – мол, хуже Ким могут быть только они. Однако не успели носки с сандалиями признать трендом сезона, как Ким Кардашьян оказалась в этой самой «библии» вместе со всем своим семейством.

И несмотря на то, что обложка с изображением счастливых жениха и невесты была подписана в виде инстатега #worldsmosttalkedaboutcouple, что очевидно указывало на место Кардашьян и К° в современной культуре, и на положение дел в культуре вообще, а фотосессия шла в одном блоке с нестандартными персонажами, вроде пышнотелой модели Кейт Аптон и женщин-силачей, и как бы дорогая редакция не пыталась преподнести материал в ироническом ключе (на одной фотографии, например, где Ким примеряет пышный свадебный наряд от Dolce & Gabbana, креативный директор Vogue и «правая рука» Анны Винтур, легендарная Грейс Коддингтон ползает по полу на коленках и поправляет шлейф платья) – они сделали это.

И разверзлись небеса, и разразился в модном мире громкий скандал. Большинство мнений сводились к тому, что «Анну Винтур купили» и «Канье Уэст подключил связи», но, как позже выяснилось, идея обложки принадлежала все той же Грейс Коддингтон, потому что, с ее слов: «Ким Кардашьян символизирует текущий период нашей культуры. Я очарована ей так же, как очарована людьми, которых вижу на улице и в метро». Пока эстеты пытались выяснить, как так получилось, что всего за каких-то пару десятков лет с Одри Хепберн, Принцессы Дианы и Тильды Суинтон мы докатились до героинь тупых реалити-шоу, а прагматики гадали о размере взятки Анне Винтур, продажи журнала оказались красноречивее всех домыслов – выпуск с Ким Кардашьян и Канье Уэстон побил все прошлые рекорды. Это не Винтур изменила себе – это мир изменился. И не Кардашьяны его изменили – это он сам их и создал. И «жалкие» двенадцать миллионов фолловеров «библии моды» в инстаграме против восьмидесяти трех миллионов у Ким Кардашьян служат еще одним тому доказательством.

Еще год-два назад я и знать не знала ни о каких семействах Кардашьянах, никогда не слышала Майли Сайрус и в глаза не видела Ники Минаж, потому что реалити-шоу не смотрю и поп-музыкой не увлекаюсь, и уж тем более я не подозревала о существовании несовершеннолетней проститутки Захии Дехар, главный талант которой заключается лишь в том, что она без нареканий обслуживает французскую футбольную команду, поэтому, признаюсь, была шокирована, когда эти яркие представители радикальной вульгарности вдруг поперли изо всех щелей, как те упыри и вурдалаки из моего любимого детского фильма «Вий», только уже в качестве полноценных персонажей моды. Захия Дехар вдруг стала музой Карла Лагерфельда, а заодно и дизайнером, Майли Сайрус на своем любимом резиновом пенисе «взяла» четыре обложки Vogue и еще с десяток не менее авторитетных, вроде W Magazine, Love и V Magazine, Рита Ора теперь рекламирует вечные ценности Donna Karan, Рианна стала лицом Dior, Селена Гомес – Louis Vuitton, а гений моды Альбер Эльбаз лично обслуживает Ким Кардашьян на Met Gala, куда еще год назад вход ей был заказан.

Причем, эта экспансия в моду не идет на убыль, а скорее, наоборот. Массовый эксгибиционизм на красных дорожках стал просто зашкаливать, звездные церемонии превращаются в парады «голых королев», потому что «обнаженные» платья – самый эффективный и простой пиар-ход, способный затмить собой все, даже повод, по случаю которого собрались. Многие ли могут вспомнить имена победительниц церемонии «Оскар» последних лет и названия фильмов, за которые они их получили? А вот в чем была Ирина Шейк, знаменитая лишь бойфрендами, каждый раз запоминают надолго – для этого она предусмотрительно прогуливается по красной дорожке без нижнего белья.

Современная мода – это тоже поп-культура, и в погоне за массовой аудиторией вынуждена подчиняться потребителям, которые, как известно, жадны до хлеба и зрелищ. Для поддержания высокого градуса в топку идут скандалы, а вульгарность в этом случае – один из простейших инструментов. Она, в отличие от высоких художественных жестов, доступна простому обывателю, ей же можно щекотать тонкий нюх истинного сноба, и, в то же время, она не опасна. Так, баловство, лекарство от скуки, очередной предел мечтаний для некрепких умов. И удачный маркетинговый ход, конечно же – той же Ирине Шейк, если верить мировым СМИ, каждый выход в «голом» платье приносит парочку выгодных контрактов, а Ким Кардашьян можно даже не вставать с постели, чтобы честно зарабатывать свои сорок миллионов долларов в год. А динозаврам остается лишь смириться с тем, что низкопробная слава, одноразовые звезды и миллионы фолловеров в социальных сетях стали равноправными явлениями современной культуры, какими когда-то были поп-арт и рок-музыка, а люди, которые обладают способностью лишь продавать свое тело и права на частную жизнь, становятся мировыми звездами и героями нашего времени, наравне с Энди Уорхоллом и Дэвидом Боуи.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий