Никас Сафронов: «Я не только зашифровываю в картинах послания, но и разрабатываю собственный язык символов»

Художник – не просто род деятельности. Это целая Вселенная. Это человек, который мастерски воспроизводит свои ощущения, впечатления – все то, что другие люди порой не могут выразить даже словами.

Новые времена требуют новых стилей в искусстве. На смену барокко пришел классицизм, реализм сменился символизмом, сюрреализм увел живопись от «скучной» академичности. И каждый стиль дарил истории новых эпохальных авторов с их бесценными творениями.

О вдохновении и красоте, эстетике и впечатлениях мы беседуем с заслуженным художником Российской Федерации Никасом Сафроновым, посетившим Минск для открытия персональной выставки.

 

– Экспозиция, которую вы привезли в Минск, называется «Весна впечатлений». Вы черпали вдохновение в самой долгожданной поре года?

– Весну я всегда сравниваю с пятницей в школе. Когда знаешь, что впереди суббота и воскресенье и выходные обязательно будут наполнены интересными событиями. Весной очень легко на душе, с ней у меня связано много воспоминаний из детства. В Ульяновске, где я родился, март воспринимался как праздник после холодной зимы: лужи, солнце, капель, игры, забавы…

В то же время весна – символ особого состояния души. Оно не зависит от фактического времени года. Это и встречи с интересными людьми, и влюбленность, и удачная выставка, и законченная картина, и признание…

– У названия выставки есть и подзаголовок: «Никас. Живопись. Оптимизм». Какие качества важны для вас в людях и в себе?

– Те, что ценятся во все времена: порядочность, обязательность, доброта, милосердие. Наверное, никто из нас не способен постоянно жить по десяти заповедям, но именно к этому нужно стремиться. Нет ничего важнее духовного начала. Для меня, если нет духовности, нет ничего.

– Ваши музы, женщины, которые вдохновляют, это звездные образы или интересное лицо

из толпы?

– Наверно, своей музой я могу назвать только Софи Лорен. Когда-то именно ее фотография с обложки журнала «Советский экран» висела над моей кроватью как икона. Тем не менее, я написал портреты многих актрис, выражая восхищение их сценическим или экранным образом, их человеческими качествами.

Женские лица на моих полотнах не просто портреты – часто это метафоры, навеянные воспоминаниями, мечтами, книгами. Это героини историй, которые я рассказываю сам себе и своим зрителям.

– Красота – это свойство внешнее или внутреннее?

– Есть правило: чтобы написать красивое лицо, нужно перебрать сотни тысяч интересных. Ведь красоты как таковой не существует. Не существует идеала – есть гармония, соотношение пропорций, движения души, которые отражаются в чертах человека. Безусловно, человек должен стремиться выглядеть приятно для окружающих, но обаятельные люди очень редко бывают канонически красивы. Обаяние можно назвать внутренней красотой, и она тоже может быть разной. У каждого человека свой идеал, единых для всех критериев просто не существует.

– Какой должна быть женщина, чтобы стать героиней полотна Никаса Сафронова?

– Милосердной, гармоничной, цельной личностью. Мне интересны люди, которые так или иначе заявили о себе: новаторы, изобретатели, герои, профессионалы своего дела. Люди, которые совершают поступки, восхищают этот мир.

– И все же главная женщина художника носит имя Искусство?

– Уверен, так оно и есть. Ты встречаешься, восхищаешься, влюбляешься, а потом разочаровываешься. И в конце концов возвращаешься к искусству, к тому делу, с которым соединен навсегда. Предать может тело (хуже видят глаза, пропадает точность движений рук), но то занятие, которое выбрал и которому посвятил себя, не предаст никогда. Искусство – мое вдохновение, моя главная муза.

– Прокомментируйте известную фразу Пабло Пикассо: «Художник – это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник – это человек, который продает то, что пишет».

– В то же время Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют – великие художники воруют». Подобные фразы очень субъективны и сиюминутны, они зависят от обстоятельств, часто рассчитаны на эпатаж. Это не мудрость, а удачно сформулированный афоризм. В конце жизни Пикассо и вовсе утверждал, что просто дурачил и коллекционеров, и зрителей, а они принимали за чистую монету все его эксперименты, шутки и провокации.

– Ваши картины – символы, метафоры, реминисценции. Сколько смыслов вы вкладываете в свои работы?

– Мое направление в искусстве, главным образом, символизм. Я не только зашифровываю в картинах некое послание, но и постоянно разрабатываю собственный язык символов. Некоторые мои полотна отсылают к работам старых мастеров, в них я цитирую известные сюжеты, чтобы создать и полнее раскрыть собственные образы. Любое произведение искусства, рассчитанное на широкую публику, рассказывает конкретную историю, даже если это искусство ради искусства, в нем все равно есть своя история – свой концепт.

– Вы эстет?

– Я не эстет, но во всем ценю простую красоту и эстетизм. Можно ходить в безумной одежде или с какой-то невообразимой прической, но зачем? Я считаю, то, что дается человеку от природы, нужно сохранять и дополнять, а не искажать. Серьги в носу и татуировки по всему телу могут быть трендом, но мода временна. Завтра она изменится, а вы будете навсегда принадлежать прошлому, останетесь заложником юношеского бунта против давно исчезнувших и уже никому непонятных ограничений. Ваша эстетика войдет в противоречие с новой, и это не будет ни модно, ни красиво. Поэтому в жизни я сторонник природной красоты, чистоты и минимализма.

Автор: Анастасия ЕРМАЛЮК

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий