ПЕРВАЯ ЛЕДИ белорусских инноваций НАДЕЖДА КОСАРЕВА: «Чтобы строить линейные города, нужно мыслить нелинейно»

Как превратить танковый полигон в испытательный центр и руководить сотнями инженеров, не потеряв при этом очарования? Ответ знает Надежда Косарева – генеральный директор ЗАО «Струнные технологии», предприятия, где около 400 человек создают инновационный струнный транспорт SkyWay, который может изменить правила логистики во всем мире.

Молодая кровь и гибкая «старая гвардия»

Всего за два года заброшенный полигон в Марьиной Горке превратился в ЭкоТехноПарк. Как такая магия вообще возможна в нашей стране?

– Ничего невозможного нет. Мы просто искали хорошее место для испытаний нового транспорта. За два года я переквалифицировалась из представителя учредителя в руководителя ЗАО. Сформировалась команда грамотных специалистов: Анатолий Эдуардович (прим. авт.: А.Э. Юницкий – создатель технологии), наш идеолог и вдохновитель, смог собрать вокруг себя таких людей. В Марьиной Горке удобно строить: рядом столица, там есть все необходимые коммуникации. Теперь, когда мы подошли вплотную к сертификации струнного транспорта, я иногда ловлю себя на мысли, что, видимо, этот проект должен был состоятся именно на этой земле.

– В каких изменениях нуждается Беларусь, чтобы инновационный сектор развивался более динамично? Планирует ли ЗАО принять участие в обсуждении нового указа, который лоббируют в Парке Высоких Технологий?

– В секторе не хватает молодых кадров, даже неопытных, но с молодым, «незаконсервированным» взглядом на жизнь, не отягощенных советским прошлым. К сожалению, сейчас и в налоговом секторе, и в банковском преимущественно работают выходцы «оттуда». У них, можно сказать, нет свободомыслия. Мне кажется, как только придет молодая, новая кровь – и процессы отладятся окончательно.

А конкретные вещи предлагать бесполезно, если не спрашивали. На любое конкретное предложение найдется куча возражений. Радует, что в обществе сегодня есть понимание и запрос на развитие инноваций как локомотива экономики. Если экспертный потенциал ЗАО будет востребован в обсуждении конкретного проекта, мы поделимся своими лучшими наработками. Парк Высоких Технологий мы не считаем конкурентами, у нас одно дело. И если будет общая точка зрения от этого все выиграют.

– А как же тогда «старая гвардия» Юницкого? Они чем отличаются?

– Отличие советской школы инженерии от советской школы управленцев в том, что первые гибче. Все-таки работа в политике и вертикали власти накладывает свой отпечаток: управленцы привыкли за все браться и ни за что не отвечать. А инженеры и конструкторы старой закалки привыкли доводить свою работу до конца, это немножко другое. Сам Анатолий Эдуардович человек с советским инженерным образованием, но не закостенелый «специалист». Если он не помнит формулу закона физики, то выводит ее сам, когда ему нужно, не обращаясь к учебникам. Он постоянно обучается новому. Чтобы создавать линейные города, нужно мыслить нелинейно.

Конкуренты живут в настоящем, а мы строим будущее

Частная инжиниринговая организация численностью более 400 человек для Беларуси явление нечастое. Наверно, самые популярные вопросы – как к вам устроиться, о чем спрашиваете на собеседовании, кого никогда не примете на работу?

– Устроиться не сложно, просто нужно быть хорошим специалистом в своей области. Сейчас HR-отдел разрабатывает удобную анкету для соискателей на нашем сайте sw-tech.by. Она значительно ускорит взаимодействие. Недостатка в соискателях нет, но талант всегда найдет себе дорогу, даже в высококонкурентной среде.

Мы берем на работу тех, кто верит в силу науки. А не взяли бы, пожалуй, только тех, кто работал у нас ранее и был уволен либо уволился сам, не поверив в будущее нашей компании. Я считаю, что люди не должны тратить свое время на повторение попыток. Если тянет реализовывать себя в другом месте, то мы человека не держим: он не будет выкладываться на все сто, у него будет низкий КПД. Пожалуй, и сотрудников наших недобросовестных конкурентов, которые воруют у нас технологии и выдают за свои (а такие есть и в Беларуси), мы не станем трудоустраивать.

Если человек один раз решил, что это «не его», пусть так оно и будет. И если он может легко изменить мнение, то, я думаю, будет лукавить, когда придет снова. Случалось, уходя от нас, люди говорили: «Мы не верим в то, что вы делаете», а потом закидывали письмами: «Я пересмотрел», «Я поверил», «Возьмите обратно на любую должность»…

– А если простыми словами, чем вы лучше конкурентов?

– Конкуренты живут в настоящем, а мы строим будущее. Повлиять на общее завтра на планете Земля вот наше конкурентное преимущество на рынке труда. Да, это не будет по щелчку пальцев, и внедрение новой отраслеобразующей технологии процесс архисложный. Но если вы всего два года назад стояли в чистом поле, поросшем бурьяном и перепаханном танковыми гусеницами под Марьиной Горкой, а сегодня здесь тестируются и сертифицируются промышленные образцы инновационных транспортных комплексов (грузовых, городских и междугородных пассажирских), это уже не кажется недостижимым.

Как правильно ругаться с инженерами

– Каков ваш стиль управления?

– Я человек очень компромиссный, мягкий и пушистый (смеется). Больше стараюсь слышать и слушать, и принимать решение, основываясь не только на своем мнении, но на мнении профессионалов, которые меня окружают.

Вас можно переубедить?

– Да, можно. Поступками.

– Общество эмансипируется, но до равенства еще далеко. Какими формулами успеха может поделиться Надежда Косарева, руководитель проектно-конструкторской организации в несколько сотен инженеров?

– Юницкий окружает себя профессионалами, и я солидарна с этим подходом. Главное – грамотное распределение функций управляющего персонала. Есть генконструктор, его работа – вся техническая часть, за мной – линейный менеджмент всего процесса. Разделяй и властвуй. И все довольны.

– Банальный вопрос: легко ли женщине управлять технарями?

– Тяжело. Они мыслят по-другому, они представляют нашу жизнь в разрезе каких-то балок, струн, натяжения. Это не совсем мое видение жизни, но синергия у нас выходит очень мощная. Меня они научили терпению и тому, что абсолютно за каждое слово нужно отвечать. На совещаниях разговор всегда идет на равных. Да, чтобы повысить голос, лишний раз нужно подумать, но не из-за стереотипов о женщинах. У рабочего разговора пола нет, акцент всегда на деле.

Мужчины слышат по-другому. Лучше повторить дважды, но спокойно, и мужчина прислушается. Лучший способ выстраивания отношений в коллективе – со строителями вести себя как строитель, с конструкторами – как конструктор. Приходит не сразу, но, как говорят белорусы, «с большего» у нас получается: я стала четче, вывереннее, а инженеры стали более сбалансированы в деловых баталиях.

– Какие планы имеют «Струнные технологии» в стране, где «живут нормально только айтишники»? И не миф ли последняя фраза?

– В наших планах – более тесное сотрудничество с институтами и со школьниками старших классов. Важно показать, что есть выбор достойных профессий и что важны не только айтишники, но и проектировщики, конструкторы, исследователи, архитекторы, столяры и слесари. Мы поддерживаем приток молодежи в эти профессии. Действительно, выбор у нас небольшой: брать специалиста советской школы и переучивать его работать в современных инженерных программах (ведь ПО развивается очень быстро) или искать свежие умы. Стараемся совмещать, чтобы кадры дополняли друг друга.

Повышение квалификации – одна из основных ценностей внутри компании. Мы активно стимулируем получение молодежью новых навыков, новых категорий, мотиваций в карьере. Хорошо налажено сотрудничество с университетами, люди приходят на практику. Много практики в отделах систем автоматизированного управления и связи, инфраструктурных сооружений и металлоконструкций. В последний вскоре можно будет попасть на практику уже на втором курсе. Высокая конкуренция среди связистов.

Как у всех крупных компаний, у нас полный соцпакет: страховка, обучение, в том числе иностранным языкам, хороший банк, люди растут, соискателю можно сосредоточиться на том, разделяет ли он ценности компании, а не бежать на свет открытой вакансии. Если от струнного транспорта глаза горят, есть желание завоевывать мир новой технологией – добро пожаловать.

Кстати, на производстве уже есть несколько династий. С одной стороны, это показатель для нас, ведь плохую среду родители детям не порекомендуют; с другой, предвосхищая ваш вопрос, скажу, что внимание к детям действующих сотрудников повышенное: у них дольше испытательный срок, их оцениваем строже, все прозрачно.

– Почему не все отечественные компании отчитываются публично о выплаченных налогах? Как сделать это «модным»?

– Структурно еще не все окончательно вышли из перестроечного момента. Перестройка – это ведь не только 90-е, перестраивание идет и сейчас, и люди не очень готовы в такой атмосфере работать честно и открыто. Кому-то кажется: если уйти в тень, будет проще, меньше налогов. На самом деле государство дает возможности работать честно и открыто, есть льготы для бизнеса. Всегда можно найти путь уменьшения налогов – еще и хорошее дело сделать, что позволяет, например, спонсорская помощь. Ее, правда, сейчас будут реформировать – надеюсь, бизнес не потеряет централизованную и понятную схему для корпоративной социальной ответственности. Но тот, кто хочет помочь местному сообществу, людям, спорту, всегда найдет способ это сделать. Для хороших поступков основные мотивы – воля и доброе сердце. А законы меняются, это нормально.

Лучше, чем в Москве

– Вы переехали в Беларусь из Москвы, работали в разных странах. Чем отличается «климат» Беларуси для бизнеса и жизни? Какие стереотипы предстоит преодолеть желающим переехать сюда жить и работать?

– Первый стереотип, через который все проходят – «Я вернусь в СССР» – развеивается очень быстро. Перевезя сюда своих детей – двух дочерей, 8 и 15 лет, я стала более спокойна за их безопасность. По сравнению с Москвой, здесь дети спокойно ходят сами в школу, много кружков, отличная внешкольная занятость. А люди более открытые и добродушные если сравнивать с Москвой, да и с Европой.

В бизнесе есть и плюсы, и минусы. Белорусское законодательство не всегда интуитивно понятно, как российское. Здесь нужно тщательно изучать указы и правила, они очень динамично меняются. Это плюс: видно стремление страны к улучшениям. Оборотная сторона этого процесса – нужно следить, не отставать, получать дополнительные знания. Это хорошо держит в тонусе.

– У вас есть секреты удачного совмещения деловых отношений с личными?

– Мой главный рецепт – быть «за мужем». Всегда следую за своей второй половинкой, и прислушиваюсь, и знаю, что буду услышана сама. Глава семьи – мужчина. А мы подаем патроны (смеется).

***

Цели струнного транспорта вполне осязаемы: на полигоне уже функционируют рабочие образцы грузового и пассажирского транспорта. Интерес к ним проявляют страны Европы и Азии, о чем свидетельствуют отзывы на крупных транспортных выставках в Германии, Индонезии и Индии. Индию представители ЗАО «Струнные технологии» посетили в сентябре в рамках национального участия в бизнес-форуме двух стран. Контракты на реализацию адресных проектов подписаны в нескольких индийских штатах. Вслед за Индией внедрение струнного транспорта ждет и сама Беларусь.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий