Начать сначала (часть 2)

Олег Вебер, актер

 

«Ты можешь все, до тех пор, пока не посчитаешь, что «что-то там» тебе уже поздно». Принято считать, что если ты не родился в обеспеченной семье и у тебя нет нужных связей, то выбирать творческую профессию – верх неблагоразумия. Но что делать с нереализованными амбициями? Олег рассказал нам «без прикрас» о том, как построить успешную карьеру, а потом в один момент признаться себе, что устал играть «по правилам», и начать все сначала, чтобы стать… актером!

ЖИЗНЬ «ДО»

Я всегда был творческим человеком. Учился в музыкальной школе, любил петь. Был солистом в хоре. Наш хор много где выступал, имел множество наград. В Барселоне мы заняли первое место среди хоров мира.

Уже тогда можно было спланировать дальнейшую учебу в пользу творческой профессии, но… После 8 класса вдруг решил поступить в ПТУ на специальность «профессиональный оператор станков с числовым программным управлением». Почему? На это у меня было две причины. Первая – в названии было что-то связанное с компьютерами, а эта сфера была тогда очень популярна у подростков. А второе – желание скорее стать самостоятельным. Но оказалось, что в выбранной профессии с компьютерами связано только название, и в своей жизни по специальности я не проработал ни дня.

Здесь надо отметить, что во время учебы я продолжал периодически петь в хоре: не мог долго без творчества, сцены, любимого хобби.

Всегда был реалистом, но в мой «тогдашний» реализм творческая профессия ну никак не вписывалась. После училища перспектива просидеть еще лет 5 на шее у родителей отнюдь не радовала, и я решил не идти за высшим образованием. Пение, природный артистизм, творческий потенциал – все это, конечно, хорошо, но у человека, тем более мужчины, должна быть «нормальная» работа. Мужчина должен зарабатывать деньги. Отец всегда учил полагаться только на себя: «Представь, что ты один и можешь рассчитывать только на свои силы. Что будешь делать? Куда пойдешь? Как поступишь?» Да и в целом, «мама, папа, хочу!» – это совсем не моя история. Для всех своих «хочу» я должен был постараться. По силам своих детских возможностей, конечно. За такое воспитание сегодня родителям безмерно благодарен. Без этого ничего бы из меня не вышло.

Хотелось скорее начать зарабатывать самостоятельно. Я пошел работать менеджером по продажам в фирму, которая занималась компьютерными комплектующими. Как раз был Миллениум – компьютерная эра. Дела мои шли неплохо, и вскоре я сам стал директором.

При этом продолжал искать себя. В то время меня манили движение и скорость. Я купил себе байк, вступил в мотоклуб Iron Brothers и выплескивал свою энергию там. Был вице-президентом, а потом и президентом клуба. Тогда еще не знал, что это один из решающих моментов в моей судьбе. Ведь именно в байкерском клубе меня впервые заметили и пригласили вместе с другими 30-ю ребятами сняться в массовке. А потом из всех нас режиссер выбрал меня и предложил сыграть в эпизоде. Это была моя первая роль – роль похитителя. Было безумно интересно! Затем снялся еще в 5–6 картинах, а однажды меня даже пригласили на роль второго пилота, для которой специально шили костюм. Все это однозначно было «мое». Но за такие съемки платили мало, и я по-прежнему считал это баловством, «не профессией» – так, хобби.

Продолжал работать в своей компьютерной фирме, но внутри меня точил творческий червячок. И вот однажды попал в караоке. Попробовал спеть (спустя столько лет после школьного опыта перед публикой!) и получил неожиданный отклик слушателей. Ко мне подходили люди с вопросами, кто я и где меня можно услышать еще. Друзья записывали меня на диктофон и давали эти записи своим знакомым. Людям нравилось. Вся эта творческая энергия продолжала вариться во мне. Варилась, варилась и вылилась в следующее…

БОРЬБА ЗА ЛЮБИМОЕ ДЕЛО

Скоро жизнь снова поставила передо мной вопрос, чем я хочу заниматься. Фирма, в которой работал, закрылась. И вдруг в один день, в одно утро, в один миг я ясно осознал: хочу быть актером. Тот опыт, те ощущения, эмоции, которые испытал, снимаясь в кино, никак не отпускали. Меня восхищала эта профессия: в ней можно было проживать множество самых разных жизней, получать ответы на важные вопросы.

Спросите, почему актер, а не певец? Это был второй осознанный выбор – в пользу «поющего актера», а не наоборот.

Ведь мог просто лежать на диване перед телевизором, мечтать, представлять себя где-то и кем-то… Но решился – и сделал конкретный шаг. А именно – записался на актерские курсы от Академии искусств. Педагог сразу же меня отметила и предложила играть в студенческом народном театре. И тут я еще раз убедился, что все делаю правильно. Пришел во вторник, а уже в субботу сыграл первую роль перед зрителями.

Когда занимаешься по-настоящему любимым делом – о деньгах думаешь в последнюю очередь. Естественно, за мою работу в театре мне не платили, но несмотря на это все свободное время я проводил на репетициях или на сцене. Мне нужен был опыт. А еще помню, как на спектакль пришла мама и плакала от радости – это ведь тоже своеобразная «плата».

Мне было 36, когда я окончательно «поставил» на актера. Педагог как-то сказала: «Олег, ты и так все умеешь. Поступать на актера тебе просто нет смысла». Такого мнения я и придерживался, пока не узнал, что в Белорусской государственной академии искусств на актерское отделение набирает курс очень хороший режиссер – Рид Талипов. Именно к такому сильному педагогу я и мечтал попасть. Сообщил родным – в целом, меня поддержали: ну, хочешь попробовать – иди попробуй. Но, как мне кажется, пока я не поступил, никто всерьез к этому не относился. Начал усердно готовиться: стихи, басня, проза, песня… И поступил! С первого раза. На заочное. Мама была счастлива больше всех.

Не могу сказать, что учиться было легко, но то, что безумно интересно, это точно. Два раза в год у меня были сессии, которые длились по месяцу. Без единого выходного. Занятия начинались в 8:30 и оканчивались все чаще в 11-ом часу вечера. Сил хватало только на то, чтобы доехать домой, перекусить и упасть без сил до следующего утра.

ЖЕРТВЫ НА ПУТИ К ЦЕЛИ

Во время учебы я работал на разных работах, иногда даже обычным курьером. Это было не самое простое время в моей жизни.

Мне попадались варианты перспективных занятий, которые я бы, может, и хотел попробовать, но тут же понимал, что не должен «распыляться». Попросту говоря, отпускал другие возможности.

А КТО ОБЕЩАЛ, ЧТО БУДЕТ ЛЕГКО?!

Профессия актера не настолько легкая, как может показаться с экрана телевизора. Это длительные съемки в любую погоду и при любых условиях, физически и морально изматывающие сцены. Однажды мне довелось играть убийцу. Попробуйте представить, каково это – вжиться в роль человека, чья профессия – убивать, понять его, «пропустить» через себя. Я отработал смену, а к вечеру у меня поднялась температура под 40 – настолько сильной была реакция организма. После таких персонажей происходит полная перезагрузка, и бонусом ты получаешь ответы на важные вопросы: что в этой жизни делать можно, а чего нельзя…

Сложно даются и так называемые «творческие паузы». Работа актера – это в том числе длительное ожидание новых предложений, многочисленные пробы, которые зачастую у меня проходят в разных странах: СНГ, Польша, Прибалтика… И далеко не всегда они заканчиваются утверждением на роль. Накрывает грусть, которую сменяет надежда, а потом приходит желание пробовать снова. Я научился с этим справляться.

Но компенсация за все эти неприятные нюансы – колоссальное удовольствие от проделанной работы, от сыгранных ролей, гордость за качественно отснятые фильмы, знакомство с потрясающе интересными людьми, жизненный опыт, который может дать не каждая профессия.

Я принимаю правила игры всегда! Пока моя актерская работа не может стабильно обеспечить меня и мою семью, параллельно тружусь на фирме, которая занимается натяжными потолками. Что скрывать, я очень хотел бы окончательно уйти в кинематограф, но понятно, что в этой сфере не светит постоянный заработок и стабильный доход.

Именно в профессии актера сложился «паззл»: пригодились и мой вокальный талант, и байкерский опыт, и навыки практической стрельбы, которой овладел задолго «до», и… весь жизненный опыт, который у меня и появился благодаря тому, что я не сразу после школы пришел в кино. Я снялся в более 70 сериалах и полнометражных картинах. Мой типаж довольно востребован – играл и бандитов, и ментов, и военных, начальников и охранников…

ГЛАВНАЯ ДЕТАЛЬ «МОЗАИКИ»

Но самая главная деталь этой «мозаики» – моя жена. Я не спешил жениться и теперь понимаю: ждал именно ее. Мы познакомились уже после того, как я отучился на актера. Она всецело меня понимает и поддерживает. Муж-актер – это ведь очень непросто. Например, нужно закрывать глаза на постоянные дополнительные траты: тренажерный зал, постановка голоса, курсы повышения актерского мастерства, командировки, качественное портфолио, затраты на разъезды по кастингам в разные города и страны… И много-много всего необходимого для постоянного поддержания себя в форме. Конечно, на все это я зарабатываю сам, но ведь эти деньги могли бы пойти также и на семью.

Помимо денег, я трачу немало времени. Жена никогда не упрекает, что в периоды кастингов, разъездов, обучения я не помогаю ей заниматься нашим ребенком или бытом. Она у меня мудрая. Никогда не станет душить меня ревностью (а ведь у меня был эпизод, где я по сценарию насилую женщину!). Она верит в меня. Понимает, что все это не траты, а «плюсы» для меня – а значит и для нас. Ее позиция в отношении моей работы: если надо – делай! Не знаю, смог ли бы я заниматься этой профессией, если бы рядом был другой человек.

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Как только человек скажет сам себе «я и так все знаю», смысл жить у него пропадет. Я постоянно продолжаю учиться! Вкладываю много сил и времени в любимую профессию, продолжаю совершенствовать свои навыки. И твердо уверен: если ты действительно чего-то хочешь – всегда найдешь способ это сделать! Я отношусь к тем людям, кто предпочитает сделать, попробовать, чем не сделать и жалеть.

Ты можешь все до тех пор, пока сам не посчитаешь, что «что-то там» тебе уже поздно. Помню, как мои одноклассники узнали о том, что я поступил в академию и получаю профессиональное актерское образование. Они просто не могли в это поверить! У большинства из них в голове уже поселилась установка: «полжизни позади – все поздно». Я же ориентируюсь только на свой сценический возраст. Сейчас он у меня 34‑38 лет. В Америке вообще не принято спрашивать, сколько тебе лет! Тебя оценивают визуально, а ты выглядишь на столько, на сколько сам себя ощущаешь. Этого принципа я и придерживаюсь.

Моя награда – это гордость за отличные кинопроекты, в которые я вместе со всей съемочной командой вкладываю душу. Судите сами: фильмы с моим участием, пусть пока и не в главной роли, становились лауреатами престижных премий, в том числе номинировались в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе. Я испытываю огромное удовольствие, когда вижу, что своей игрой заставляю зрителя «провалиться» и перестать судить о технических деталях, актерской игре, картинке… Но, пожалуй, самое ценное – это видеть, как после просмотра люди аплодируют нам стоя. Их искренние смех или слезы для меня индикатор того, что фильм удался.

Знаю, что впереди у меня еще много больших, интересных ролей. И сегодня, оборачиваясь назад, на свой творческий путь, вспоминая тот выбор, который сделал однажды, думаю: по-другому просто быть не могло!

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий